Авторизация
Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов.
02 апреля 2012
После изучения четырех базовых ориентаций в нормальном полете, самое время заняться настоящими полетами и попробовать свои силы в аэробатике. Условимся называть аэробатикой выполнение фигур высшего пилотажа, в которых нет элементов, интенсивно использующих отрицательные шаги основного ротора. Тем не менее, перевернутые положения будут, например, во время выполнения петли или бочки. Таким образом, к аэробатике можно отнести следующие фигуры: полет по кругу, восьмерка, бочка, разворот на горке, мертвая петля, разворот Иммельмана, кубинская восьмерка, классическая авторотация. Разумеется, набор фигур не ограничивается этим списком. Существует множество других фигур и вариаций на тему приведенных фигур, например, сложная восьмерка, квадратные круги и восьмерки, двойной разворот Иммельмана, квадратные и восьмигранные петли и т.п. В противоположность аэробатике, пилотаж с интенсивным использованием отрицательных шагов будем называть 3D-пилотажем.
Если все идет правильно, то на данный момент у вас должны быть освоены следующие ориентации висения в нормальном полете:
1. ориентация хвостом к себе
2. ориентация левым боком к себе
3. ориентация правым боком к себе
4. ориентация кабиной к себе
И следующие навыки управления:
1. начальные навыки полета кабиной вперед
2. медленный пируэт на месте по часовой стрелке
3. медленный пируэт на месте против часовой стрелки
Итого в нормальной ориентации остались следующие навыки управления:
1. полет кабиной вперед
2. полет хвостом вперед
3. полет левым боком вперед
4. полет правым боком вперед
5. полет с пируэтом по часовой стрелке
6. полет с пируэтом против часовой стрелки
В исходном положении вертолет висит перед пилотом. Выполняется перемещение модели боком в одну сторону на 5 метров, возврат в исходное положение, затем в другую сторону на 5 метров и возврат. В крайних точках задержите модель на пару секунд. Особое внимание уделите контролю высоты и движению модели четко вдоль линии полетов. Если модель начнет надвигаться на вас или удаляться вглубь поля, делайте соответствующие корректировки элеватором, что бы удержать модель на одной линии.
Это упражнение аналогично предыдущему, но от исходного положения модель двигается на 5 метров на пилота и затем на 5 метров от пилота вглубь поля. Следите за высотой и прямолинейностью движения. Делайте короткие паузы в крайних точках.
Эта фигура взята из расписания второго уровня соревнований класса AMA.
Модель располагается в центре площадки 10 на 10 метров хвостом к пилоту. Модель взлетает на высоту, при которой лыжи будут на уровне глаз пилота. Пауза. Модель поворачивается на 90 градусов в любую сторону. Пауза. Модель начинает двигаться к краю площадки кабиной вперед, одновременно поднимаясь по дуге вверх на? круга и останавливается над границей площадки. Пауза. Модель выполняет разворот на 180 градусов, носом к центру площадки. Модель начинает двигаться к центру площадки, одновременно поднимаясь по дуге проходит вершину круга начинает спускаться и останавливается на противоположной стороне круга. Пауза. Пируэт на 180 градусов в положение – носом к центру площадки. Спуск по дуге до центра площадки. Пауза. Пируэт на 90 градусов в положение носом от пилота. Пауза. Посадка.
После разминки приступим к новому материалу и начнем с отработки полетов кабиной вперед и простых фигур с ним связанных: круг, восьмерка, свечка, разворот на горке. Фигуры достаточно простые, выполняются без элементов перевернутого полета. Располагайте все фигуры перед собой и старайтесь выполнять фигуры симметрично относительно средней линии, на которой стоите.
Во время выполнения этой фигуры вам придется последовательно задействовать все 4 изученные ориентации. Суть фигуры, как это несложно догадаться, в том, чтобы провести вертолет по кругу. При этом необходимо следить за следующими параметрами полета: высота, скорость, радиус, положение корпуса вертолета относительно траектории движения.
Если модель двигается по кругу на небольшой скорости, то ротор располагается практически горизонтально с небольшим наклоном к центру круга, а высота полета контролируется шагами. Скорость контролируется наклоном носа вертолета вперед с небольшим добавлением положительного шага, как при обычном горизонтальном полете. Закругление траектории практически полностью контролируется рулем с небольшим добавлением крена внутрь круга.
Если же скорость модели высока и ротор наклонен внутрь круга на угол примерно 20 градусов и более, то скорость контролируется преимущественно шагами. Ведение вертолета по закруглению траектории достигается за счет удерживания стика элеватора на себя, рулем лишь помогаем удерживать нос вертолета на траектории, добавляя немного руля к центру круга. Высота в этом случае практически полностью контролируется креном модели. Чем больше крен и меньше шаги, тем ниже опускается модель. Уменьшая крен и добавляя шаги, увеличиваем высоту.
Начать отработку полета по кругу следует с малой скорости, когда модель все время остается в висении, понемногу двигаясь по кругу. Короткими, легкими толчками элеватором вперед начните движение модели, рулем при этом начните направлять корпус модели по окружности и немного добавьте крена внутрь круга. Старайтесь не разгоняться, сейчас надо в висении провести модель по кругу. Если вертолет разгоняется и сходит с намеченной траектории наружу круга, притормозите его легким добавлением элеватора на себя. Будьте особенно внимательны при выходе модели кабиной на пилота. Если чувствуете неуверенность, поверните модель хвостом к себе, верните на исходную позицию и попробуйте еще раз. Постепенно наступайте на зону неуверенности, по мере того как будете чувствовать себя увереннее, входите в нее больше и больше и добейтесь полного замкнутого круга. Выполните это упражнение несколько раз для того, чтобы освоиться с кругом и попробуйте так же постепенно выполнить круг в другую сторону.
С ростом навыка попробуйте разогнать вертолет быстрее. Обратите внимание, что с ростом скорости потребуется сменить стиль управления и в основном управлять моделью элеватором и шагами, как это было описано ранее.
Тренируйте движение по кругу на разной скорости и высоте и пробуйте круги разного диаметра.
По сути, представляет собой два соединенных между собой круга. Классические восьмерки бывают трех типов: ленивая, которую проходили ранее, обычная, когда на боках восьмерки модель удаляется от пилота, т.е. ориентирована хвостом к пилоту и сложная, когда на боках восьмерки модель двигается на пилота, т.е. ориентирована кабиной к пилоту. Фокус восьмерки в том, что требуется сменить направление дуги в центре фигуры. Навык управления моделью при смене направления и режима движения один из ключевых в пилотировании вертолета. Смена направления присутствует во многих фигурах, и восьмерка — одна из них.
Сначала поговорим об обычной восьмерке. Как и в случае с полетом по кругу, начать отработку восьмерки следует на малой скорости, когда диск ротора остается практически горизонтально, а модель понемногу двигается по траектории. Особое внимание следует уделить точке смены направления в центре фигуры. Чтобы смена прошла плавно, нужно, чтобы в момент смены направления модель двигалась горизонтально и прямолинейно. Чем короче прямолинейный отрезок, тем правильнее восьмерка, но и сложность выполнения выше. Для начала делайте длинный прямолинейный участок, чтобы у вас было время сосредоточиться и сменить курс. Когда модель приближается от закругления к точке смены направления, нужно выровнять модель по крену и убрать руль в ноль. Выйдя на прямолинейный отрезок нужно подготовиться и начать выполнять круг в другую сторону. Если вы уже хорошо отработали полет по кругу в обе стороны, то с заходом на дугу не должно возникнуть затруднений. Иначе, отдельно потренируйте круги в обе стороны, и, затем, снова вернитесь к восьмеркам. По мере роста навыка сокращайте прямолинейный участок и увеличивайте скорость полета, чтобы переход с одного закругления на другое происходил в один прием: выравниваем модель и сразу заходим на следующее закругление. Обратите внимание, что во время прямолинейного движения на высокой скорости шаги надо убавить, иначе модель начнет набрать высоту, поскольку для движения по кругу на скорости требуется больше тяги.
Держите фигуру симметрично относительно средней линии так, чтобы один круг располагался слева от пилота, второй справа и точка смены курса была прямо перед пилотом.
Сложная восьмерка выполняется, так же как и простая, за исключением обратного направления движения и позволит отлично отработать навыка полета кабиной на себя. Основной момент — выход модели по кругу на пилота. Это движение следует отработать особенно тщательно, чтобы научиться не «терять» модель в этом положении. Смена направления в центре восьмерки уже не будет представлять особой сложности после освоение простой восьмерки.
Высокий разворот на горке хорошо смотрится сам по себе, а пилоту позволяет развернуть модель и набрать скорость для выполнения следующей фигуры.
Для выполнения полноценного разворота на горке необходимо хорошо разогнать модель во время горизонтального пролета вдоль линии полетов. Затем, на удалении около 20 метров в стороне от пилота, плавно начать тянуть элеватор на себя и понемногу добавлять шаги. По мере подъема, продолжайте удерживать шаги и элеватор. Когда корпус модели окажется близко к вертикальном положении, нужно начать плавно, но быстро убирать шаги и элеватор, одновременно доведя положение модели до вертикального. Далее модель будет некоторое время подниматься вверх по инерции. Дождитесь, пока модель практически погасит вертикальную скорость, и, одновременно с остановкой модели, выполните разворот на 180 градусов с помощью руля. Что бы маневр был более цельным, можно начать разворот за мгновение до остановки подъема и закончить разворот сразу с началом спуска модели. Когда модель пройдет вертикально вниз путь равный вертикальному подъему, надо начать плавно добавлять шаги и одновременно выводить модель в горизонтальный полет с помощью элеватора. В идеале траектория спуска должна полностью совпадать с траекторией подъема, в том числе и высота входа на разворот должна совпадать с высотой выхода.
Начать отрабатывать разворот на горке следует с небольшой скорости и небольшого угла подъема, как это было описано в маневре «Ленивый» разворот на горке во второй части «Летной школы». Следите за тем, что бы начинать подъем плавно, без рывка элеватора на себя, иначе модель потеряет горизонтальную скорость, а фигура получится низкой и дерганой.
С ростом навыком можно выполнять растянутый разворот на горке, который позволяет выполнить очень высокий разворот. Высота будет ограничена только летными качествами вашей модели: размахом лопастей и мощностью мотора. Во время подъема на горку добавляются почти полные шаги, а положение корпуса модели немного отстает от траектории движения, так, чтобы ротор был немного направлен в сторону подъема. В этом случае модель затягивается вверх не только за счет горизонтальной скорости, но и за счет вертикальной тяги ротора.
Представляет собой крутой разворот с подъемом и позволяет за счет сохранения скорости при развороте и быстрого спуска набрать большую горизонтальную скорость. Это может пригодиться для разгона перед выполнением фигур «петля» и «бочка». Начало фигуры выполняется как заход на горку, но угол подъема около 60 градусов. Поднявшись на достаточную высоту надо рулем и элеватором выполнить разворот небольшого радиуса на 180 градусов. Разворот аналогичен движению по кругу на большой скорости. Во время маневра модель надо наклонить в сторону разворота элеронами, затем элеватором на себя, направить модель на разворот, и добавлением руля к центру поворота, удержать направление корпуса вертолета на траектории. Радиус разворота нужно подобрать экспериментально, с целью минимальной потери скорости при развороте. На выходе со свечки модель наберет солидную горизонтальную скорость, особенно если на спуске добавить хороших шагов и наклонить ротор немного вперед по направлению движения модели. В целом свечка и разворот на горке практически совпадают по назначению. Свечку можно выполнять попеременно с горкой для разнообразия.
Четыре приведенные фигуры можно тренировать параллельно, поскольку в основе своей это просто полет кабиной вперед. Начните с медленных фигур. За один полет можно тренировать, к примеру, круги и низкую горку, в следующий полет круги в другую сторону и низкую свечку. Перед началом отработки новой фигуры полезно полетать что-то из пройденного материала, что бы настроиться на полет. Если в процессе тренировки вы почувствуете, что ваши нервы слишком напряжены, выполните несколько отработанных ранее фигур, что бы успокоиться, и пробуйте новые фигуры снова.
Хороших тренировок!
Источник: Олег Муринский
Летная школа. Часть 4. Начальная аэробатика - полет кабиной веред.
Летная школа, Часть 4. Начальная аэробатика — полет кабиной веред.
После изучения четырех базовых ориентаций в нормальном полете, самое время заняться настоящими полетами и попробовать свои силы в аэробатике. Условимся называть аэробатикой выполнение фигур высшего пилотажа, в которых нет элементов, интенсивно использующих отрицательные шаги основного ротора. Тем не менее, перевернутые положения будут, например, во время выполнения петли или бочки. Таким образом, к аэробатике можно отнести следующие фигуры: полет по кругу, восьмерка, бочка, разворот на горке, мертвая петля, разворот Иммельмана, кубинская восьмерка, классическая авторотация. Разумеется, набор фигур не ограничивается этим списком. Существует множество других фигур и вариаций на тему приведенных фигур, например, сложная восьмерка, квадратные круги и восьмерки, двойной разворот Иммельмана, квадратные и восьмигранные петли и т.п. В противоположность аэробатике, пилотаж с интенсивным использованием отрицательных шагов будем называть 3D-пилотажем.
Если все идет правильно, то на данный момент у вас должны быть освоены следующие ориентации висения в нормальном полете:
1. ориентация хвостом к себе
2. ориентация левым боком к себе
3. ориентация правым боком к себе
4. ориентация кабиной к себе
И следующие навыки управления:
1. начальные навыки полета кабиной вперед
2. медленный пируэт на месте по часовой стрелке
3. медленный пируэт на месте против часовой стрелки
Итого в нормальной ориентации остались следующие навыки управления:
1. полет кабиной вперед
2. полет хвостом вперед
3. полет левым боком вперед
4. полет правым боком вперед
5. полет с пируэтом по часовой стрелке
6. полет с пируэтом против часовой стрелки
Прежде чем перейти к новому материалу, несколько упражнений на закрепление пройденного.
Движение влево-вправо в положении «кабиной к пилоту».
В исходном положении вертолет висит перед пилотом. Выполняется перемещение модели боком в одну сторону на 5 метров, возврат в исходное положение, затем в другую сторону на 5 метров и возврат. В крайних точках задержите модель на пару секунд. Особое внимание уделите контролю высоты и движению модели четко вдоль линии полетов. Если модель начнет надвигаться на вас или удаляться вглубь поля, делайте соответствующие корректировки элеватором, что бы удержать модель на одной линии.
Движение вперед-назад в положении «кабиной к пилоту».
Это упражнение аналогично предыдущему, но от исходного положения модель двигается на 5 метров на пилота и затем на 5 метров от пилота вглубь поля. Следите за высотой и прямолинейностью движения. Делайте короткие паузы в крайних точках.
Вертикальный круг с пируэтом 180 градусов.
Эта фигура взята из расписания второго уровня соревнований класса AMA.
Модель располагается в центре площадки 10 на 10 метров хвостом к пилоту. Модель взлетает на высоту, при которой лыжи будут на уровне глаз пилота. Пауза. Модель поворачивается на 90 градусов в любую сторону. Пауза. Модель начинает двигаться к краю площадки кабиной вперед, одновременно поднимаясь по дуге вверх на? круга и останавливается над границей площадки. Пауза. Модель выполняет разворот на 180 градусов, носом к центру площадки. Модель начинает двигаться к центру площадки, одновременно поднимаясь по дуге проходит вершину круга начинает спускаться и останавливается на противоположной стороне круга. Пауза. Пируэт на 180 градусов в положение – носом к центру площадки. Спуск по дуге до центра площадки. Пауза. Пируэт на 90 градусов в положение носом от пилота. Пауза. Посадка.
Новые фигуры.
После разминки приступим к новому материалу и начнем с отработки полетов кабиной вперед и простых фигур с ним связанных: круг, восьмерка, свечка, разворот на горке. Фигуры достаточно простые, выполняются без элементов перевернутого полета. Располагайте все фигуры перед собой и старайтесь выполнять фигуры симметрично относительно средней линии, на которой стоите.
Круг.
Во время выполнения этой фигуры вам придется последовательно задействовать все 4 изученные ориентации. Суть фигуры, как это несложно догадаться, в том, чтобы провести вертолет по кругу. При этом необходимо следить за следующими параметрами полета: высота, скорость, радиус, положение корпуса вертолета относительно траектории движения.
Если модель двигается по кругу на небольшой скорости, то ротор располагается практически горизонтально с небольшим наклоном к центру круга, а высота полета контролируется шагами. Скорость контролируется наклоном носа вертолета вперед с небольшим добавлением положительного шага, как при обычном горизонтальном полете. Закругление траектории практически полностью контролируется рулем с небольшим добавлением крена внутрь круга.
Если же скорость модели высока и ротор наклонен внутрь круга на угол примерно 20 градусов и более, то скорость контролируется преимущественно шагами. Ведение вертолета по закруглению траектории достигается за счет удерживания стика элеватора на себя, рулем лишь помогаем удерживать нос вертолета на траектории, добавляя немного руля к центру круга. Высота в этом случае практически полностью контролируется креном модели. Чем больше крен и меньше шаги, тем ниже опускается модель. Уменьшая крен и добавляя шаги, увеличиваем высоту.
Начать отработку полета по кругу следует с малой скорости, когда модель все время остается в висении, понемногу двигаясь по кругу. Короткими, легкими толчками элеватором вперед начните движение модели, рулем при этом начните направлять корпус модели по окружности и немного добавьте крена внутрь круга. Старайтесь не разгоняться, сейчас надо в висении провести модель по кругу. Если вертолет разгоняется и сходит с намеченной траектории наружу круга, притормозите его легким добавлением элеватора на себя. Будьте особенно внимательны при выходе модели кабиной на пилота. Если чувствуете неуверенность, поверните модель хвостом к себе, верните на исходную позицию и попробуйте еще раз. Постепенно наступайте на зону неуверенности, по мере того как будете чувствовать себя увереннее, входите в нее больше и больше и добейтесь полного замкнутого круга. Выполните это упражнение несколько раз для того, чтобы освоиться с кругом и попробуйте так же постепенно выполнить круг в другую сторону.
С ростом навыка попробуйте разогнать вертолет быстрее. Обратите внимание, что с ростом скорости потребуется сменить стиль управления и в основном управлять моделью элеватором и шагами, как это было описано ранее.
Тренируйте движение по кругу на разной скорости и высоте и пробуйте круги разного диаметра.
Восьмерка.
По сути, представляет собой два соединенных между собой круга. Классические восьмерки бывают трех типов: ленивая, которую проходили ранее, обычная, когда на боках восьмерки модель удаляется от пилота, т.е. ориентирована хвостом к пилоту и сложная, когда на боках восьмерки модель двигается на пилота, т.е. ориентирована кабиной к пилоту. Фокус восьмерки в том, что требуется сменить направление дуги в центре фигуры. Навык управления моделью при смене направления и режима движения один из ключевых в пилотировании вертолета. Смена направления присутствует во многих фигурах, и восьмерка — одна из них.
Сначала поговорим об обычной восьмерке. Как и в случае с полетом по кругу, начать отработку восьмерки следует на малой скорости, когда диск ротора остается практически горизонтально, а модель понемногу двигается по траектории. Особое внимание следует уделить точке смены направления в центре фигуры. Чтобы смена прошла плавно, нужно, чтобы в момент смены направления модель двигалась горизонтально и прямолинейно. Чем короче прямолинейный отрезок, тем правильнее восьмерка, но и сложность выполнения выше. Для начала делайте длинный прямолинейный участок, чтобы у вас было время сосредоточиться и сменить курс. Когда модель приближается от закругления к точке смены направления, нужно выровнять модель по крену и убрать руль в ноль. Выйдя на прямолинейный отрезок нужно подготовиться и начать выполнять круг в другую сторону. Если вы уже хорошо отработали полет по кругу в обе стороны, то с заходом на дугу не должно возникнуть затруднений. Иначе, отдельно потренируйте круги в обе стороны, и, затем, снова вернитесь к восьмеркам. По мере роста навыка сокращайте прямолинейный участок и увеличивайте скорость полета, чтобы переход с одного закругления на другое происходил в один прием: выравниваем модель и сразу заходим на следующее закругление. Обратите внимание, что во время прямолинейного движения на высокой скорости шаги надо убавить, иначе модель начнет набрать высоту, поскольку для движения по кругу на скорости требуется больше тяги.
Держите фигуру симметрично относительно средней линии так, чтобы один круг располагался слева от пилота, второй справа и точка смены курса была прямо перед пилотом.
Сложная восьмерка выполняется, так же как и простая, за исключением обратного направления движения и позволит отлично отработать навыка полета кабиной на себя. Основной момент — выход модели по кругу на пилота. Это движение следует отработать особенно тщательно, чтобы научиться не «терять» модель в этом положении. Смена направления в центре восьмерки уже не будет представлять особой сложности после освоение простой восьмерки.
Разворот на горке.
Высокий разворот на горке хорошо смотрится сам по себе, а пилоту позволяет развернуть модель и набрать скорость для выполнения следующей фигуры.
Для выполнения полноценного разворота на горке необходимо хорошо разогнать модель во время горизонтального пролета вдоль линии полетов. Затем, на удалении около 20 метров в стороне от пилота, плавно начать тянуть элеватор на себя и понемногу добавлять шаги. По мере подъема, продолжайте удерживать шаги и элеватор. Когда корпус модели окажется близко к вертикальном положении, нужно начать плавно, но быстро убирать шаги и элеватор, одновременно доведя положение модели до вертикального. Далее модель будет некоторое время подниматься вверх по инерции. Дождитесь, пока модель практически погасит вертикальную скорость, и, одновременно с остановкой модели, выполните разворот на 180 градусов с помощью руля. Что бы маневр был более цельным, можно начать разворот за мгновение до остановки подъема и закончить разворот сразу с началом спуска модели. Когда модель пройдет вертикально вниз путь равный вертикальному подъему, надо начать плавно добавлять шаги и одновременно выводить модель в горизонтальный полет с помощью элеватора. В идеале траектория спуска должна полностью совпадать с траекторией подъема, в том числе и высота входа на разворот должна совпадать с высотой выхода.
Начать отрабатывать разворот на горке следует с небольшой скорости и небольшого угла подъема, как это было описано в маневре «Ленивый» разворот на горке во второй части «Летной школы». Следите за тем, что бы начинать подъем плавно, без рывка элеватора на себя, иначе модель потеряет горизонтальную скорость, а фигура получится низкой и дерганой.
С ростом навыком можно выполнять растянутый разворот на горке, который позволяет выполнить очень высокий разворот. Высота будет ограничена только летными качествами вашей модели: размахом лопастей и мощностью мотора. Во время подъема на горку добавляются почти полные шаги, а положение корпуса модели немного отстает от траектории движения, так, чтобы ротор был немного направлен в сторону подъема. В этом случае модель затягивается вверх не только за счет горизонтальной скорости, но и за счет вертикальной тяги ротора.
Свечка.
Представляет собой крутой разворот с подъемом и позволяет за счет сохранения скорости при развороте и быстрого спуска набрать большую горизонтальную скорость. Это может пригодиться для разгона перед выполнением фигур «петля» и «бочка». Начало фигуры выполняется как заход на горку, но угол подъема около 60 градусов. Поднявшись на достаточную высоту надо рулем и элеватором выполнить разворот небольшого радиуса на 180 градусов. Разворот аналогичен движению по кругу на большой скорости. Во время маневра модель надо наклонить в сторону разворота элеронами, затем элеватором на себя, направить модель на разворот, и добавлением руля к центру поворота, удержать направление корпуса вертолета на траектории. Радиус разворота нужно подобрать экспериментально, с целью минимальной потери скорости при развороте. На выходе со свечки модель наберет солидную горизонтальную скорость, особенно если на спуске добавить хороших шагов и наклонить ротор немного вперед по направлению движения модели. В целом свечка и разворот на горке практически совпадают по назначению. Свечку можно выполнять попеременно с горкой для разнообразия.
Заключение.
Четыре приведенные фигуры можно тренировать параллельно, поскольку в основе своей это просто полет кабиной вперед. Начните с медленных фигур. За один полет можно тренировать, к примеру, круги и низкую горку, в следующий полет круги в другую сторону и низкую свечку. Перед началом отработки новой фигуры полезно полетать что-то из пройденного материала, что бы настроиться на полет. Если в процессе тренировки вы почувствуете, что ваши нервы слишком напряжены, выполните несколько отработанных ранее фигур, что бы успокоиться, и пробуйте новые фигуры снова.
Хороших тренировок!
Источник: Олег Муринский
- 1
- max-kolosov
- 02 апреля 2012, 03:25
- 3145
- 1
- Поделиться:
- RomanB
- 08 июня 2012, 11:33
- #
- 0
Да, спокойствие очень важно для нормального управления любым средством, от такой вот малютки до аэробуса. Правда, если что, то последствия паники в нашем случае куда менее трагичны
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста, войдите.
Регистрация занимает 40 секунд и не вызывает никаких сложностей.
Также вы можете войти на сайт используя свою учетную запись на любом из предложенных сервисов: