Авторизация
Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов.
19 апреля 2012
Продолжаем осваивать базовые навыки движения вертолета, и в этот раз рассмотрим движение боком и хвостом вперед. Кроме собственно отработки навыка управления, эти ориентации позволят освоить несколько новых, достаточно интересных фигур. И так, обо всем по порядку.
Начните выполнять разворот на горке как обычно, но в этот раз сделайте разворот не на 180 градусов, а на 540, т.е. во время разворота сделайте один полный пируэт и еще половину пируэта, после чего модель должна оказаться в положении носом вниз. Старайтесь, что бы разворот был выполнен симметрично относительно точки зависания модели, начните разворот за мгновение до зависания и закончите через мгновение после начала спуска модели. При этом пируэт не должен быть очень быстрым. Разворот без спешки покажет, что вы полностью контролируете модель. После разворота старайтесь сделать остановку пируэта точно кабиной вниз, без дополнительной коррекции хвостом.
Разворот 540 градусов на горке.
Выполните обычную мертвую петлю и после выхода с петли сразу начните выполнять следующую. Старайтесь, что бы вторая петля прошла по траектории первой.
Двойная петля.
Некоторые элементы движения боком уже встречалось при отработке висения хвостом и кабиной к себе. Что бы убедиться, что вы освоили эти движения и способны полностью контролировать модель, выполните упражнение из положения хвостом и кабиной к себе, двигая модель влево-вправо на 3-5 метров. Следите за скоростью и прямолинейностью, по необходимости корректируйте направление элеватором.
Движение боком из положения хвостом к себе.
Движение боком из положения кабиной к себе.
Теперь перейдем к отработке движение из положения боком к пилоту. Поднимите вертолет и расположите в положении боком к себе, примерно в 10 метрах перед собой. Помните, что диск ротора должен быть выше головы! Двигайте модель от себя и к себе на 3-5 метров. Сначала двигайте модель короткими толчками стика элеронов, с ростом навыка старайтесь сразу давать нужное количество движения стиком, что бы модель двигалась медленно и плавно. Повторите упражнение другим боком. Следите за тем, что бы модель не отклонялась от прямолинейного движения, корректируйте уводы элеватором. Не разгоняйте модель, сейчас важна не скорость, а точность управления.
Освоив движение по всем четырем направлениям, выполните полный квадрат. Начните из положения хвостом к себе, отведите модель в сторону на 5 метров, зафиксируйте положение на секунду, поверните модель на 90 градусов кабиной в центр и проведите вертолет от себя на 5-10 метров вглубь поля. Остановите, поверните еще на 90 градусов в положение кабиной к себе и проведите вертолет по дальней стороне квадрата. Выполнив еще два поворота и пролета, замкните квадрат полностью. Повторите упражнение, но теперь держите модель кабиной наружу квадрата. Выполните упражнение по часовой и против часовой стрелки. Добейтесь того, что бы вы могли достаточно уверенно удерживать направление движения с помощью элеватора.
Движение боком. Квадрат.
Переходим к более сложному маневру. Теперь к движению боком добавим управление хвостом и пустим модель по кругу. Вы можете начать с отработки движения хвостом или кабиной в центр, смотрите, что для вас будет удобнее. На данном этапе важно понять, как поймать баланс движения модели и поворота хвостом. Я расскажу на примере движения кабиной в центр против часовой стрелки.
Круг кабиной в центр против часовой стрелки.
Короткими толчками начните движение боком вправо из положения хвостом к себе, затем начните добавлять немного руля влево. Если будет сложно управлять одновременно и по элеронам и рулем, можно давать команды на управление по очереди. В дальнейшем надо добиться, что бы наклон модели элеронами в сторону движения и управление рулем выполнялись одновременно. В процессе движения модель сама начнет загибать траекторию движения по кругу. Сначала двигайтесь медленно, поскольку сейчас важно освоиться с ориентацией и замкнуть круг, т.е. научиться управлять моделью во всех точках круга. В итоге нужно поймать такое положение стика элеронов и стика руля, при котором модель будет двигаться по кругу без дополнительной коррекции. С ростом скорости потребуется добавить небольшой наклон модели к центру круга, что бы удержаться на траектории. В целом правила описанные для движения по кругу кабиной вперед справедливы и для круга боком.
С ростом скорости движения по кругу естественным образом придется все больше наклонять модель к центру, что бы уравновесить центробежное ускорение. При этом управление вертолетом изменится: закругление будет контролироваться элеронами против хода движения, скорость движения величиной общего шага, а высота наклоном по элеватору. Наклон по элеватору так же будет зависеть от скорости движения модели и от радиуса воронки. Чем выше скорость и больше радиус, тем круче наклонена модель и наоборот. Так же, как и на круге, рулем надо будет удерживать хвост или кабину направленными строго к центру воронки, иначе модель будет сходить с траектории.
Поскольку сейчас вы уже хорошо контролируете модель во всех направлениях нормального полета, то аварийный выход из воронки или круга достаточно прост: выровнять модель в горизонт и, при необходимости, повернуть ее хвостом к себе.
Для восьмерок необходимо уверенно выполнять круг и воронку в обе стороны носом и хвостом в центр. Останется освоить плавный переход с одного закругления на другое. Потребуется перекинуть модель элеватором с носа на хвост и продолжить движение боком в том же направлении, но с закругление в другую сторону и наклоном противоположной части модели к центру круга. После перехода на новое закругление управление по рулю и элеватору изменится на противоположное, направление управления по элеронам не изменится.
Восьмерка боком и восьмерка-воронка.
С точки зрения управления вертолетом петля боком не представляет особой сложности. Необходимо разогнать модель боком достаточно быстро и зайти на петлю так же как и в случае с обычной петлей: в начале подъема добавить больше шагов, затем убрать шаги в ноль к верхней точке и добавить положительные шаги на выходе из петли. В инвертной фазе для коррекции направления нужно помнить, что элеватор от себя наклоняет модель на хвост, на себя — на кабину. Выполнение такой петли достаточно сильно нагружает силовую установку вертолета, поскольку, во-первых при движении боком выше аэродинамическое сопротивление вертолета(особенно кабины и вертикального стабилизатора), во-вторых хвост нагружен достаточно сильно, поскольку ему необходимо держать направление поперек встречного потока воздуха. В результате размер боковой петли получается меньше, чем петли носом вперед.
Тема движения хвостом вперед достаточно обширна, многие фигуры содержат фазы движения хвостом вперед или полностью выполняются хвостом вперед, поэтому важно на раннем этапе уделить этой теме достаточно внимания.
Если оглянутся на пройденный материал, то движение хвостом вперед уже встречалось, когда отрабатывали висение хвостом к себе. В этот раз необходимо освоить движение хвостом вперед во всех направлениях и начнем с движения параллельно линии полетов.
Как обычно, начнем с малого — движение хвостом вперед в зоне наилучшего восприятия модели: слева и справа от пилота. Отведите модель в сторону кабиной вперед примерно на 10 метров. Остановите модель и начните движение обратно параллельно линии полетов хвостом вперед.
Полет хвостом вперед из положения хвостом к пилоту.
Сейчас важно не торопиться, подталкивайте модель короткими толчками стиком элеватора на себя. Во время этого упражнения не корректируйте модель по курсу, если модель значительно отклоняется от прямолинейного движения, остановите ее и начните упражнение сначала. Для аварийного выхода можно пируэтом развернуть модель на 180 градусов кабиной по ходу движения, и затем корректировать положение или останавливать движение. И так, сейчас необходимо медленно провести модель параллельно линии полетов, немного не доведя вертолет до средней линии, т. е. отработать движение модели хвостом вперед по направлению к себе. Немного освоившись с движением хвостом к себе, перейдите к движению модели от себя хвостом вперед. Расположите модель немного в стороне, носом к средней линии, затем двигайте модель параллельно линии полетов от себя хвостом вперед. Аналогично первому упражнению, следите, что бы модель двигалась прямо, но пока не старайтесь контролировать прямолинейность движения, сосредоточьтесь на работе элеватором.
Полет хвостом вперед из положения кабиной к пилоту.
Когда вы уже немного освоились, можно начать корректировать направление движения модели.
Управление по элеронам, шагу и рулю сохраняют свое направление. Канал элеватора инвертируется. Для движения вперед нужно наклонить хвост вниз, т.е. потянуть стик элеватора на себя. Стоит отметить, что по рулю управлять моделью, двигающейся хвостом вперед, удобнее глядя на хвост и представляя, что это кабина вертолета: стик руля влево и хвост поворачивается влево, стик вправо и хвост вправо.
Теперь самое время начать корректировать направление движения модели во время пролета. Сначала выполните полный пролет слева-направо хвостом вперед. Старайтесь сохранить прямолинейное движение. Особое внимание уделите моменту прохода модели перед пилотом, так как в этот момент происходит смена ориентации с «хвостом к пилоту» на «кабиной к пилоту». Держите наготове контраварийный план, если чувствуете неуверенность, сразу поворачивай модель хвостом к себе и затем останавливайте.
Следующим упражнением будет пролет с небольшими отклонениями от прямолинейного движения. Делайте такой же пролет, как и в предыдущем упражнении, но в этот раз начните делать небольшие повороты вправо-влево, что бы траектория была похожа на волну. Для поворота по часовой стрелке необходимо стик руля отклонить вправо, а с стик элеронов влево, для поворота против часовой стрелки соответственно наоборот. Начните с 3-4 поворотов за пролет, затем делайте повороты чаще.
На круге ваши навыки полета хвостом вперед будут подвержены настоящему испытанию. Разбейте полный круг на четверти, сначала отработайте движение в первой четверти, двигая вертолет по кругу от себя. В конце первой четверти разверните модель кабиной вперед и вернитесь на исходную позицию. Постепенно начните растягивать четверть, захватывая вторую четверть, затем третью и так далее, пока не замкнете круг. Отработайте полет по кругу в обе стороны.
Разобравшись с кругами можно переходить к восьмеркам. Здесь необходимо уделить внимание смене направления движения в центре восьмерки. В целом все аналогично восьмеркам при полете кабиной вперед, поэтому используйте ваш опыт при освоении восьмерки хвостом вперед.
Вспомните, как вы начинали отработку горки кабиной вперед и перенесите методику на горку хвостом вперед. Начните с низкой, пологой горки и постепенно увеличивайте скорость входа на горку и крутизну подъема.
Освоив горку переходите к петле. Здесь уже будет немного легче, чем при освоении петли кабиной вперед, поскольку вы уже умеете добавлять отрицательные шаги в инвертной фазе. Для полного контроля модели необходимо будет освоить корректировку петли в верхней точке, т.е. в инвертной фазе. Если смотреть на удаляющийся в верхней точке вертолет (положение в инверте кабиной к пилоту), то отклонение стика элеронов влево будет двигать модель вправо и наоборот.
С ростом навыка отработайте так же квадратные «круги» и квадратные «восьмерки» хвостом вперед. Резкая смена направления на углах траектории позволит глубже отработать навык полета хвостом вперед.
1.Привыкание. Чередуйте упражнения хвостом вперед с полетами кабиной вперед, что бы избежать ситуации, когда мозг начнет путать команды для полетов кабиной и хвостом вперед.
2.Имейте ввиду, что из-за большего аэродинамического сопротивления полеты хвостом вперед требуют больше энергии, а следовательно вам придется сильнее наклонять модель по направлению движения и добавлять больше шагов.
Получилось довольно много теории и на ее освоение потребуется определенное время. Старайтесь не забегать далеко вперед. Двигайтесь постепенно, отрабатывая одновременно не более 2-3 новых движений. Начните с отработки полета боком, когда немного освоите круги и воронки боком, пробуйте пролеты хвостом вперед, но продолжайте заниматься с воронками большую часть времени. И обязательно повторяйте пройденный материал, что бы он перешел в активный запас фигур, из которых вы сможете составить целую композицию движений, переходящих из одного в другое без пауз и размышлений.
Хороших тренировок!
Источник: Олег Муринский
Летная школа. Часть 6. Движение боком и хвостом вперед.
Летная школа. Часть 6. Движение боком и хвостом вперед.
Продолжаем осваивать базовые навыки движения вертолета, и в этот раз рассмотрим движение боком и хвостом вперед. Кроме собственно отработки навыка управления, эти ориентации позволят освоить несколько новых, достаточно интересных фигур. И так, обо всем по порядку.
Разминка по пройденным темам.
Разворот на горке 540 градусов.
Начните выполнять разворот на горке как обычно, но в этот раз сделайте разворот не на 180 градусов, а на 540, т.е. во время разворота сделайте один полный пируэт и еще половину пируэта, после чего модель должна оказаться в положении носом вниз. Старайтесь, что бы разворот был выполнен симметрично относительно точки зависания модели, начните разворот за мгновение до зависания и закончите через мгновение после начала спуска модели. При этом пируэт не должен быть очень быстрым. Разворот без спешки покажет, что вы полностью контролируете модель. После разворота старайтесь сделать остановку пируэта точно кабиной вниз, без дополнительной коррекции хвостом.
Разворот 540 градусов на горке.
Двойная петля.
Выполните обычную мертвую петлю и после выхода с петли сразу начните выполнять следующую. Старайтесь, что бы вторая петля прошла по траектории первой.
Двойная петля.
Движение боком.
Ориентация.
Некоторые элементы движения боком уже встречалось при отработке висения хвостом и кабиной к себе. Что бы убедиться, что вы освоили эти движения и способны полностью контролировать модель, выполните упражнение из положения хвостом и кабиной к себе, двигая модель влево-вправо на 3-5 метров. Следите за скоростью и прямолинейностью, по необходимости корректируйте направление элеватором.
Движение боком из положения хвостом к себе.
Движение боком из положения кабиной к себе.
Теперь перейдем к отработке движение из положения боком к пилоту. Поднимите вертолет и расположите в положении боком к себе, примерно в 10 метрах перед собой. Помните, что диск ротора должен быть выше головы! Двигайте модель от себя и к себе на 3-5 метров. Сначала двигайте модель короткими толчками стика элеронов, с ростом навыка старайтесь сразу давать нужное количество движения стиком, что бы модель двигалась медленно и плавно. Повторите упражнение другим боком. Следите за тем, что бы модель не отклонялась от прямолинейного движения, корректируйте уводы элеватором. Не разгоняйте модель, сейчас важна не скорость, а точность управления.
Освоив движение по всем четырем направлениям, выполните полный квадрат. Начните из положения хвостом к себе, отведите модель в сторону на 5 метров, зафиксируйте положение на секунду, поверните модель на 90 градусов кабиной в центр и проведите вертолет от себя на 5-10 метров вглубь поля. Остановите, поверните еще на 90 градусов в положение кабиной к себе и проведите вертолет по дальней стороне квадрата. Выполнив еще два поворота и пролета, замкните квадрат полностью. Повторите упражнение, но теперь держите модель кабиной наружу квадрата. Выполните упражнение по часовой и против часовой стрелки. Добейтесь того, что бы вы могли достаточно уверенно удерживать направление движения с помощью элеватора.
Движение боком. Квадрат.
Круг хвостом и кабиной в центр.
Переходим к более сложному маневру. Теперь к движению боком добавим управление хвостом и пустим модель по кругу. Вы можете начать с отработки движения хвостом или кабиной в центр, смотрите, что для вас будет удобнее. На данном этапе важно понять, как поймать баланс движения модели и поворота хвостом. Я расскажу на примере движения кабиной в центр против часовой стрелки.
Круг кабиной в центр против часовой стрелки.
Короткими толчками начните движение боком вправо из положения хвостом к себе, затем начните добавлять немного руля влево. Если будет сложно управлять одновременно и по элеронам и рулем, можно давать команды на управление по очереди. В дальнейшем надо добиться, что бы наклон модели элеронами в сторону движения и управление рулем выполнялись одновременно. В процессе движения модель сама начнет загибать траекторию движения по кругу. Сначала двигайтесь медленно, поскольку сейчас важно освоиться с ориентацией и замкнуть круг, т.е. научиться управлять моделью во всех точках круга. В итоге нужно поймать такое положение стика элеронов и стика руля, при котором модель будет двигаться по кругу без дополнительной коррекции. С ростом скорости потребуется добавить небольшой наклон модели к центру круга, что бы удержаться на траектории. В целом правила описанные для движения по кругу кабиной вперед справедливы и для круга боком.
Воронка.
С ростом скорости движения по кругу естественным образом придется все больше наклонять модель к центру, что бы уравновесить центробежное ускорение. При этом управление вертолетом изменится: закругление будет контролироваться элеронами против хода движения, скорость движения величиной общего шага, а высота наклоном по элеватору. Наклон по элеватору так же будет зависеть от скорости движения модели и от радиуса воронки. Чем выше скорость и больше радиус, тем круче наклонена модель и наоборот. Так же, как и на круге, рулем надо будет удерживать хвост или кабину направленными строго к центру воронки, иначе модель будет сходить с траектории.
Аварийный выход.
Поскольку сейчас вы уже хорошо контролируете модель во всех направлениях нормального полета, то аварийный выход из воронки или круга достаточно прост: выровнять модель в горизонт и, при необходимости, повернуть ее хвостом к себе.
Восьмерки боком и воронки-восьмерки.
Для восьмерок необходимо уверенно выполнять круг и воронку в обе стороны носом и хвостом в центр. Останется освоить плавный переход с одного закругления на другое. Потребуется перекинуть модель элеватором с носа на хвост и продолжить движение боком в том же направлении, но с закругление в другую сторону и наклоном противоположной части модели к центру круга. После перехода на новое закругление управление по рулю и элеватору изменится на противоположное, направление управления по элеронам не изменится.
Восьмерка боком и восьмерка-воронка.
Петля боком.
С точки зрения управления вертолетом петля боком не представляет особой сложности. Необходимо разогнать модель боком достаточно быстро и зайти на петлю так же как и в случае с обычной петлей: в начале подъема добавить больше шагов, затем убрать шаги в ноль к верхней точке и добавить положительные шаги на выходе из петли. В инвертной фазе для коррекции направления нужно помнить, что элеватор от себя наклоняет модель на хвост, на себя — на кабину. Выполнение такой петли достаточно сильно нагружает силовую установку вертолета, поскольку, во-первых при движении боком выше аэродинамическое сопротивление вертолета(особенно кабины и вертикального стабилизатора), во-вторых хвост нагружен достаточно сильно, поскольку ему необходимо держать направление поперек встречного потока воздуха. В результате размер боковой петли получается меньше, чем петли носом вперед.
Полет хвостом вперед.
Тема движения хвостом вперед достаточно обширна, многие фигуры содержат фазы движения хвостом вперед или полностью выполняются хвостом вперед, поэтому важно на раннем этапе уделить этой теме достаточно внимания.
Начало.
Если оглянутся на пройденный материал, то движение хвостом вперед уже встречалось, когда отрабатывали висение хвостом к себе. В этот раз необходимо освоить движение хвостом вперед во всех направлениях и начнем с движения параллельно линии полетов.
Как обычно, начнем с малого — движение хвостом вперед в зоне наилучшего восприятия модели: слева и справа от пилота. Отведите модель в сторону кабиной вперед примерно на 10 метров. Остановите модель и начните движение обратно параллельно линии полетов хвостом вперед.
Полет хвостом вперед из положения хвостом к пилоту.
Сейчас важно не торопиться, подталкивайте модель короткими толчками стиком элеватора на себя. Во время этого упражнения не корректируйте модель по курсу, если модель значительно отклоняется от прямолинейного движения, остановите ее и начните упражнение сначала. Для аварийного выхода можно пируэтом развернуть модель на 180 градусов кабиной по ходу движения, и затем корректировать положение или останавливать движение. И так, сейчас необходимо медленно провести модель параллельно линии полетов, немного не доведя вертолет до средней линии, т. е. отработать движение модели хвостом вперед по направлению к себе. Немного освоившись с движением хвостом к себе, перейдите к движению модели от себя хвостом вперед. Расположите модель немного в стороне, носом к средней линии, затем двигайте модель параллельно линии полетов от себя хвостом вперед. Аналогично первому упражнению, следите, что бы модель двигалась прямо, но пока не старайтесь контролировать прямолинейность движения, сосредоточьтесь на работе элеватором.
Полет хвостом вперед из положения кабиной к пилоту.
Когда вы уже немного освоились, можно начать корректировать направление движения модели.
Управление при движении хвостом вперед.
Управление по элеронам, шагу и рулю сохраняют свое направление. Канал элеватора инвертируется. Для движения вперед нужно наклонить хвост вниз, т.е. потянуть стик элеватора на себя. Стоит отметить, что по рулю управлять моделью, двигающейся хвостом вперед, удобнее глядя на хвост и представляя, что это кабина вертолета: стик руля влево и хвост поворачивается влево, стик вправо и хвост вправо.
Теперь самое время начать корректировать направление движения модели во время пролета. Сначала выполните полный пролет слева-направо хвостом вперед. Старайтесь сохранить прямолинейное движение. Особое внимание уделите моменту прохода модели перед пилотом, так как в этот момент происходит смена ориентации с «хвостом к пилоту» на «кабиной к пилоту». Держите наготове контраварийный план, если чувствуете неуверенность, сразу поворачивай модель хвостом к себе и затем останавливайте.
Следующим упражнением будет пролет с небольшими отклонениями от прямолинейного движения. Делайте такой же пролет, как и в предыдущем упражнении, но в этот раз начните делать небольшие повороты вправо-влево, что бы траектория была похожа на волну. Для поворота по часовой стрелке необходимо стик руля отклонить вправо, а с стик элеронов влево, для поворота против часовой стрелки соответственно наоборот. Начните с 3-4 поворотов за пролет, затем делайте повороты чаще.
Полет по кругу хвостом вперед.
На круге ваши навыки полета хвостом вперед будут подвержены настоящему испытанию. Разбейте полный круг на четверти, сначала отработайте движение в первой четверти, двигая вертолет по кругу от себя. В конце первой четверти разверните модель кабиной вперед и вернитесь на исходную позицию. Постепенно начните растягивать четверть, захватывая вторую четверть, затем третью и так далее, пока не замкнете круг. Отработайте полет по кругу в обе стороны.
Восьмерки.
Разобравшись с кругами можно переходить к восьмеркам. Здесь необходимо уделить внимание смене направления движения в центре восьмерки. В целом все аналогично восьмеркам при полете кабиной вперед, поэтому используйте ваш опыт при освоении восьмерки хвостом вперед.
Разворот на горке и петля.
Вспомните, как вы начинали отработку горки кабиной вперед и перенесите методику на горку хвостом вперед. Начните с низкой, пологой горки и постепенно увеличивайте скорость входа на горку и крутизну подъема.
Освоив горку переходите к петле. Здесь уже будет немного легче, чем при освоении петли кабиной вперед, поскольку вы уже умеете добавлять отрицательные шаги в инвертной фазе. Для полного контроля модели необходимо будет освоить корректировку петли в верхней точке, т.е. в инвертной фазе. Если смотреть на удаляющийся в верхней точке вертолет (положение в инверте кабиной к пилоту), то отклонение стика элеронов влево будет двигать модель вправо и наоборот.
Что еще.
С ростом навыка отработайте так же квадратные «круги» и квадратные «восьмерки» хвостом вперед. Резкая смена направления на углах траектории позволит глубже отработать навык полета хвостом вперед.
На что обратить внимание.
1.Привыкание. Чередуйте упражнения хвостом вперед с полетами кабиной вперед, что бы избежать ситуации, когда мозг начнет путать команды для полетов кабиной и хвостом вперед.
2.Имейте ввиду, что из-за большего аэродинамического сопротивления полеты хвостом вперед требуют больше энергии, а следовательно вам придется сильнее наклонять модель по направлению движения и добавлять больше шагов.
Заключение.
Получилось довольно много теории и на ее освоение потребуется определенное время. Старайтесь не забегать далеко вперед. Двигайтесь постепенно, отрабатывая одновременно не более 2-3 новых движений. Начните с отработки полета боком, когда немного освоите круги и воронки боком, пробуйте пролеты хвостом вперед, но продолжайте заниматься с воронками большую часть времени. И обязательно повторяйте пройденный материал, что бы он перешел в активный запас фигур, из которых вы сможете составить целую композицию движений, переходящих из одного в другое без пауз и размышлений.
Хороших тренировок!
Источник: Олег Муринский
- 1
- max-kolosov
- 19 апреля 2012, 01:32
- 3825
- 0
- Поделиться:
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста, войдите.
Регистрация занимает 40 секунд и не вызывает никаких сложностей.
Также вы можете войти на сайт используя свою учетную запись на любом из предложенных сервисов: