↑ Наверх
03 февраля 2011

Умные зарядные устройства для аккумуляторов типоразмера AA и AAA (La Crosse и MAHA)



На сегодня Никель-металл-гидридные (NiMH) технологии производства аккумуляторов почти достигли своего апогея в развитии. Никого уже не удивляют ёмкости NiMH аккумуляторов в 4000-5000 mAh, что ещё 2-3 года назад считалось фантастикой.

По сути, эра металл-гидридных аккумуляторов заканчивается и всё чаще в электронных устройствах мы встречаем источники питания, которые были изготовлены с использованием литиевых технологий.

Но до сих пор «пальчиковые» и «мизинчиковые» элементы питания (типоразмер AA и AAA) остаются частью нашей повседневной жизни и ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью их использования как для питания бытовых устройств, так и для питания модельной электроники.

Большинство моделистов отлично знают как применять, и как обслуживать литий-полимерные (Li-Po) аккумуляторы. Если вы плотно занимаетесь моделизмом, то не понаслышке знаете и разбираетесь в универсальных зарядных устройствах, которые способны разряжать и заряжать различные типы аккумуляторов (Li-Po, Li-ion, Li-Fe, Ni-Cd, Ni-MH, Pb). Не для кого не секрет, что при использовании сборок Li-Po аккумуляторов происходит их разбалансировка. Другими словами, один или несколько аккумуляторов из сборки разряжаются быстрее, чем другие. Не даром для выравнивания характеристик отдельных элементов в литий-полимерной сборке рекомендуется использовать встроенные или внешние балансиры, с помощью которых зарядное устройство обслуживает каждый элемент в сборке отдельно. Соответственно, вы всегда можете наглядно и в конкретных значениях оценить работоспособность того или иного элемента в сборке.

-А как быть с никель-металл-гидридыми (Ni-MH) аккумуляторами, ведь при их использовании тоже происходит разбалансировка элементов в сборке?

К сожалению, в универсальных зарядных устройствах балансиры могут работать только литиевыми аккмуляторами, а сборки никель-металл-гидридных аккумуляторов заряжаются только целиком. Выявить «паршивую овцу» в такой сборке с помощью универсального зарядного устройства не представляется возможным.

Решение очевидно — требуется зарядное устройство, которое способно работать с каждым Ni-MH аккумулятором отдельно!

    Я не хотел бы останавливаться на специфике обслуживания элементов питания типоразмера С и D, которые применяются для питания автомоделей и судомоделей, а привлечь Ваше внимание к тонкостям обслуживания самых распространённых элементов питания типоразмера AA и AAA («пальчики» и «мизинчики»)

Сегодня не проблема купить заядник для никель-металл-гидридных аккумуляторов типоразмера AA и AAA. Мы встречаем их повсюду — в переходах метро, в супермаркетах, на радиорынках. Лишь малая часть таких зарядных устройств способны заряжать и разряжать каждый аккумулятор отдельно. Кроме того, в большинстве таких зарядных устройств индикация состояния аккумулятора происходит с помощью светодиода (красный цвет — аккумулятор разряжен, зеленый цвет — аккумулятор заряжен). В более дорогих моделях зарядников применяются жидкокристаллические экраны, которые отображают состояние заряда аккумуляторов в процентах, но это лишь более продвинутая видимость действительного состояния аккумулятора. Отображаемый процент заряда или разряда аккумулятора рассчитывается, относительно его напряжения (0% — 0.9-1.0V, 100% — 1.3-1.4V).

-А как быть с отображением реально заряженной ёмкости аккумулятора?

Если вы хотите знать полную информацию по каждому аккумулятору и не удивляться сюрпризам, когда Ваше электронное устройство разряжается за считанные минуты после того, как вы вставили якобы свежезаряженные аккумуляторы в него, то для Вас остальная часть статьи:

На сегодня в мире существует более десятка компаний, которые выпускают зарядные устройства, предназначенные для обслуживания NiMH (никель-металлогидридных аккумуляторов) типоразмера AA или AAA. Но из всего производимого многообразия, всего три зарядных устройства в мире способны достоверно и наглядно в цифрах на экране отображать информацию о состоянии того или иного аккумулятора. Речь идёт о зарядных устройствах, которые производят компании La Crosse Technology и MAHA Energy Corporation

Сравнение La Crosse BC-900, La Crosse BC-700 и MAHA MH-C9000


Предлагаю сравнить зарядные устройства MAHA MH-C9000, La Crosse BC-900 (Technoline BC-900) и La Crosse BC-700 (Technoline BC-700)

Общий вид в сравнении:



Блоки питания:



Характеристики:

Ссылка на краткое описание MAHA MH-C9000 La Crosse BC-900 La Crosse BC-700
Тип обслуживаемых аккумуляторов NiMH или NiCd NiMH или NiCd NiMH или NiCd
Типоразмер обслуживаемых аккумуляторов AA или AAA AA или AAA AA или AAA
Масксимальная ёмкость аккумуляторов до3000 mAh до3000 mAh до3000 mAh
Количество одновременно обслуживаемых аккумуляторов от 1 до 4 от 1 до 4 от 1 до 4
Индивидуальная работа с каждым аккумулятором (независимые каналы/слоты) 4 независимых канала 4 независимых канала 4 независимых канала
Максимальный ток заряда для 2-х аккумуляторов 2000 mA на каждом слоте 1800 mA, только на 1 и 4 слоте 700 mA на каждом слоте
Максимальный ток заряда для 4-х аккумуляторов 2000 mA на каждом слоте 1000 mA на каждом слоте 700 mA на каждом слоте
Ручной выбора тока заряда Есть от 200 до 2000 mA с шагом 100 mA Есть 200 / 500 / 700 / 1000 mA Есть 200 / 500 / 700 mA
Максимальный ток разряда 1000 mA на каждом слоте 500 mA на каждом слоте 350 mA на каждом слоте
Ручной выбора тока разряда Есть, от 100 до 1000 mA с шагом в 100 mA Есть, 100 / 250 / 350 / 500 mAh Есть, 100 / 250 / 350 mAh
Режим тестирования аккумуляторов Есть Есть Есть
Режим восстановления аккумуляторов Есть Есть Есть
Режим циклирования Есть Есть Есть
Возможность просмотра результатов каждого цикла Есть память на 12 циклов Нет просмотр только финального результата Нет просмотр только финального результата
Наличие термодатчиков Есть 4 датчика Есть 2 датчика Есть 2 датчика
Прерывание цикла при перегреве аккумулятора Есть полная остановка цикла Есть временное прерывание цикла Есть временное прерывание цикла
Жидкокристаллический экран Есть Есть Есть
Подсветка экрана Есть (белая подсветка) Нет Нет
Блок питания Вход 100-240V, 50/60Гц. Выход 12V, 2A Вход 100-240V, 50/60Гц. Выход 3V, 4A Вход 100-240V, 50/60Гц.
Размеры зарядного устройства 165 х 110 х 43 мм 129 x 75 x 37.2 мм 129 x 75 x 37.2 мм


От себя: -Свой выбор я сделал уже давно. Я не экономлю на аккумуляторах и не трясусь над ними, как будто бы это последние приобретение в моей жизни. Я занимаюсь радиоуправляемыми моделями и мне важнее получить от аккумулятора максимальную токоотдачу, а добиться этого можно только одним способом — максимальными токами заряда. Мне безумно нравится MAHA с его максимальным током в 2 Ампера, но меня убивает рутина его программирования и паузы между циклами. Я в восторге от зарядного устройства La Crosse BC-900 (Technoline BC-900), которым  пользуюсь уже много лет, но его максимального тока в 1A, порой, бывает недостаточно. Единственное, чего не хватает этим зарядным устройствам, так это вентилятора для охлаждения аккумуляторов, а уж по надёжности они пережили с десяток зарядных устройств, которые ежегодно проходят через мои руки и отправляются в помойку с той же регулярностью, что и некачественные аккумуляторы, на красочную рекламу которых я, как обычный обыватель, иногда ведусь.

Теперь об отличиях в работе зарядных устройств:

— Основное значительное различие в зарядных устройствах — максимальный ток заряда аккумуляторов в каждом слоте. У MAHA — 2000 mA, у La Crosse (Technoline) BC-900 — 1000 mA, у La Crosse (Technoline) BC-700 — 700 mA. Но стоит заметить, что такими токами можно заряжать далеко не все аккумуляторы. Лишь качественные аккумуляторы способны выдержать высокие токи заряда. Если вы пользуетесь обычными бытовыми аккумуляторами, которые продаются сейчас на каждом углу, то данное различие в зарядных устройствах для Вас не принципиально. Бытовые аккумуляторы нельзя заряжать большими токами. Те же, кто пользуется качественными аккумуляторами, по достоинству смогут оценить корректность работы зарядного устройства MAHA на больших токах.

— Следующее отличие — пауза, когда устройство переходит автоматически из режима разряда аккумулятора — в режим заряда. Зарядное устройство MAHA делает паузу на 1 час при переходе из одного режима, в другой режим… другими словами, даёт отдохнуть аккумулятору. La Crosse (Technoline), в таком случае, не делает пауз, он сразу, без промедлений, переходит из режима разряд в режим заряд.

— Выбор тока заряда и разряда. На зарядном устройстве MAHA вы можете выбирать абсолютно любой ток заряда (от 200 до 2000 mA) и ток разряда (от 200 до 1000 mA) с шагом в 100 mA. В ситуации с La Crosse, всё иначе — в программу зарядного устройства жёстко зашиты пары ток разряда/ток заряда. Если вы выставили ток разряда 100 mA, то при переходе в режим заряда, устройство выставит автоматически ток 200 mA. Если ток разряда 250 mA, то ток заряда будет 500 mA… если разряд 350 mA, то заряд 700 mA… разряд 500 mA/заряд 1000 mA.

— Очень полезной функцией MAHA, является определение внутреннего сопротивления аккумулятора. К сожалению, значение не отображается на экране. При наличии высокого внутреннего сопротивления, MAHA не будет работать с батареей. La Crosse (Technoline) не делает определения внутреннего сопротивления и работает с такими аккумуляторами, считая что с ними все в порядке

— У зарядного устройства La Crosse (Technoline) существует ограничение по токам заряд/разряд для всех каналов, заключается оно в том, что ток заряда/разряда во 2, 3 и 4 канале зарядного устройства нельзя выбрать больше, чем ток в 1 канале (слоте). У MAHA такого ограничения нет

— Еще одним важным отличием La Crosse от MAHA, есть отображение на экране зарядного устройства величины тока поддержки заряда аккумуляторов. По завершению программы La Crosse отображает на дисплее каждого слота надпись FULL, что соответствует окончанию работы с аккумулятором, но на самом деле зарядное устройство переходит в режим поддержки заряда аккумулятора маленькими токами. В данном режиме на LaCrosse вы всегда можете посмотреть до какой емкости зарядились аккумуляторы, сколько времени потрачено на заряд, какое текущее напряжение на каждой банке и посмотреть величину тока поддержки заряда. Как правило его величина крайне не значительна. MAHA этого значения не отображает и по завершению программы просто выводит на экране надпись DONE, показывает напряжение, время и набранную ёмкость.

— Перегрев аккумуляторов. La Crosse имеет 2 датчика температуры аккумуляторов, которые расположены между 1-2 и 3-4 слотами. MAHA имеет 4 датчика под каждым из слотов. При излишнем перегреве аккумуляторов MAHA полностью останавливает свою работу и дальнейшее управление им невозможно. La Crosse в этом случае выводит на экран надпись OOO и приостанавливает свою работу. Как только аккумуляторы остынут La Crosse возобновляет начатый цикл.

— MAHA имеет отдельный режим CYCLE, в результате которого зарядное устройство производит последовательно 15 циклов заряд-разряд для аккумуляторов. La Crosse (Technoline) может совершить лишь один полный цикл разряд-заряд.

— La Crosse имеет режим восстановления аккумуляторов, который именуется REFRESH. В данном режиме зарядное устройство последовательно разряжает, а потом заряжает аккумуляторы, и так повторяется до тех пор, пока аккумуляторы не набирают максимальную ёмкость. В режиме REFRESH ANALYZE зарядник MAHA производит лишь один полный тестовый цикл заряд-разряд-заряд.

— MAHA тоже имеет режим восстановления аккумуляторов, который именуется BREAK-IN, но в этом режиме токи фиксированы, как и время стадий. Непосредственно контроль зарядки не производится, она идет по времени. Сначала производится заряд в течении 16 часов током 0.1С, потом разряд током 0.2С и финальный заряд током 0.1С. В этом режиме MAHA предлагает пользователю выбрать лишь ёмкость аккумулятора, а не силу тока заряда и разряда.

— Управление зарядным устройством. После того, как вы вставили аккумуляторы в MAHA необходимо запрограммировать отдельно каждый канал зарядного устройства… выбрать режим, выбрать величину тока разряда, ток заряда, а потом повторить аналогичные операции для следующего канала и т.д. Обычно на эти операции уходит от 1 до 3 минут. La Crosse программируется проще… режим и ток разряда/заряда выбирается одновременно для всех каналов. Делается это за 10-15 секунд. Если Вам необходимо для какого-то аккумулятора выбрать свой персональный режим, то вы можете это сделать отдельно.

— Если вы выбрали на MAHA установить только режим разряда аккумуляторов, то по окончанию разряда зарядное устройство полностью останавливает свою работу. La Crosse (Technoline) сразу после разряда аккумулятора всегда автоматически переходит в режим заряда.

— По окончанию работы любого из режимов MAHA полностью останавливает свою работу и дальнейшее управление невозможно. Для переключения зарядного устройства в новый режим Вам необходимо вытащить аккумуляторы из зарядного устройства, вставить их вновь и полностью «с нуля» запрограммировать новый режим работы. Переключение режимов у La Crosse можно делать без каких-либо затруднений на ходу, на любой стадии, причем, как для всех 4-х каналов, так и для отдельно выбранного, для этого под каждым слотом имеется отдельная кнопка выбора канала (слота).

— Лично мне, не хватает подсветки экрана у La Crosse (Technoline)… подсветки нет. А кто-то жалуется, что имеющаяся подсветка экрана белым светом MAHA слишком яркая и её невозможно регулировать.

— И La Crosse, и MAHA не будут работать с аккумуляторами, которые разряжены менее 0.85V считая, что аккумулятор неисправен или отсутствует. Если у Вас имеются подобные аккумуляторы, то рекомендую воспользоваться простым и дешёвым зарядным устройством, которое не определяет состояние аккумулятора и может слегка подзарядить аккумулятор до нужного напряжения. Как только аккумулятор наберет необходимое напряжение, его можно переставлять в La Crosse или MAHA для дальнейшего восстановления.

ВЫБОР ЗА ВАМИ!!!

По материалам "Русского Mini-Z клуба" и "2a3a.ru"

  • 4
  • Zino
  • 03 февраля 2011, 04:43
  • 46418
  • Поделиться:
avatar
  • evie
  • 03 февраля 2011, 12:17
  • #
  • 0
Спасибо, интересная статья, для тех кто по-настоящему заботиться о своих батарейках :)
А какова примерная стоимость подобных з/у?
avatar
  • Zino
  • 03 февраля 2011, 16:29
  • #
  • 1
Цена в Москве без учёта доставки:
— La Crosse BC-900 (Technoline BC-900) — 2530 руб
— La Crosse BC-900 (Technoline BC-900) — 1850 руб
— MAHA MH-C9000 — 2600 руб
avatar
  • Zino
  • 03 февраля 2011, 16:31
  • #
  • 0
Прошу прощения за опечатку… La Crosse BC-700 (Technoline BC-700) — 1850 рублей
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста, .

Регистрация занимает 40 секунд и не вызывает никаких сложностей.
Также вы можете войти на сайт используя свою учетную запись на любом из предложенных сервисов:

yandex google facebook twitter vkontakte