Авторизация
Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов.
25 апреля 2012
Давно у нас не было летных уроков. Надеюсь, ваше обучение идет своим чередом, пируэты, петли, бочки и воронки уже получаются во всех направлениях и вы уже подумываете о том, чтобы поскорее начать осваивать 3D! Следующий шаг, это освоение полета в инверте, без которого 3D не станет настоящим.
Тема инверта достаточно обширна и потребует определенного времени на освоение, поэтому прежде чем двинуться вперед, самое время оглянуться назад и мысленно повторить все, что уже пройдено в нормальном полете. Вспомните, какие фигуры и маневры уже получаются хорошо, что еще не до конца доработано, а может есть и совсем нетронутые темы. Двигаясь вперед всегда полезно вернуться немного назад и отполировать пройденный ранее материал, тем не менее, постарайтесь не оставлять явных пробелов в нормальном полете, поскольку подтягивание «хвостов» будет восприниматься как потеря времени.
На сегодня желательно освоить следующее:
1.Висение в нормальном полете всеми сторонами к пилоту. Если в определенных положениях все еще присутствует неуверенность, поработайте над этими положениями в висении и проверьте навыки с помощью медленного пируэта на месте.
2.Разворот на горке слева и справа от пилота с пируэтом по часовой и против часовой. Важно уделить внимание тому, что бы в точке разворота вертолет не смещался, а зависал в одной точке (особенно это касается работы шагом).
3.Полет по кругу и восьмерка. Качественное выполнение этих фигур подразумевает постоянство скорости, высоты, правильную форму круга и симметричность восьмерки.
Особое внимание стоит уделить мертвой петле, поскольку в ней присутствует небольшой фрагмент инвертного полета. Важно освоить петлю по часовой и против часовой стрелки, чтобы избежать «однорукости».
4.Бочка так же имеет инвертную часть, поэтому важно освоить эту фигуру при полете слева-направо и наоборот, с переворотом через правый и левый бок.
5.Авторотация. Как минимум простая авторотация по прямой должна присутствовать в вашем репертуаре.
Для полета в инверте необходимо использовать режим Idle (пилотажный режим) с симметричным шагом в положительной и отрицательной зоне (например, +12...-12 градусов) и с шагом ноль градусов в среднем положении стика шага. Во всем диапазоне работы шагом необходимо иметь постоянные обороты ротора. В зависимости от модели добиться этого можно как кривыми газа, так и с использованием гувернера. С гувернером несколько проще. Чувствительность гироскопа должна быть не слишком высокой, чтобы не было автоколебаний, но и не слишком низкой, чтобы хвост хорошо держал положение во время маневров.
Дополнительную информацию о подготовке модели и о выполнении петли и бочки смотрите в статье «Летная школа. Часть 5. Петля и бочка.».
Прежде чем осваивать новое, найдем связующие нити с пройденным материалом. Начнем с модификации петли и бочки. В исходных фигурах присутствует короткая инвертная фаза, которую можно немного растянуть и тем самым начать привыкать к отрицательному диапазону шагов.
1.Овал: тоже самое, что и петля, но верхняя и нижняя фазы растянуты.
По сути необходимо выполнить обычный заход на петлю, а в верхней часть элеватором от себя перевести модель в горизонтальный инвертный полет, увеличить отрицательные шаги примерно до 5...6 градусов и удерживать стик элеватора немного на себя, чтобы сохранять горизонтальное движение. При первых попытках держите инвертную фазу непродолжительно, в течение 3-5 метров или меньше, затем сразу выполняйте обычный спуск с петли и заходите на следующую попытку. Сейчас вв ерхней фазе лучше не корректируйте модель по элеронам, если модель будет сходить с траектории, сразу выходите из маневра обычным спуском с петли (стик элеватора на себя). Заход на петлю держите против ветра, чтобы после подъема и перехода в инвертную фазу вертолет сносило по ветру: так будет проще сохранять горизонтальную скорость.
Овал
2.Бочка с задержкой в инвертной фазе.
Аналогично петле задержим бочку в инвертной фазе. Длина задержки небольшая: 2-3 метра или меньше. Будьте готовы продолжить переворот модели в нормальный полет с помощью элеронов при первых признаках отклонения модели от прямолинейной траектории. Порядок отработки маневра такой же, как и при отработке обычной бочки: сначала в зоне наилучшего восприятия модели (сзади), затем переносите инветную фазу в зону перед пилотом. В инвертной фазе добавляйте немного элеватора на себя для поддержания горизонтального движения. Сам маневр делайте по ветру.
Бочка с растянутой инвертной фазой.
На месте переворот в инверт можно выполнить с помощью флипа (переворот на месте по элеватору) или ролла (переворот на месте по элеронам). Самое важное в таких переворотах этот синхронная работы шагом в зависимости от положения модели во время переворота.
Флип назад.
Освоение синхронной работы шагом сейчас является главной задачей. Для этого начнем с отработки флипа назад, поскольку по сути этот маневр использует движения, схожие с движениями при выполнении петли. Разница лишь в том, что во время петли вертолет имеет горизонтальную скорость, которая помогает поддержать высоту полета. Работа шагом на петле сильно растянута во времени, поэтому петля не так требовательна к точности работы шагом. Уменьшая петлю попробуем получить некое подобие флипа на месте. Для получения маленькой петли необходимо снизить скорость движения и во время переворота сильнее отклонить стик элеватора на себя. В остальном работайте стиками так же, как и при выполнении обычной петли. По мере снижения скорости захода на петлю и увеличения отклонения элеватора на себя потребуется все быстрее работать шагом, что бы поспевать за быстрым переворотом модели.
Маленькая петля — почти флип.
Перейдем непосредственно к переворотам на месте. Описание, приведенное ниже, подходит для всех направлений переворота, через хвост, через нос или через бока. Начать стоит с флипа назад.
Выберите положение модели, из которого вам будет удобнее делать переворот. Привычнее всего положение модели «хвостом к пилоту», поскольку после переворота может потребоваться корректировка положения модели и в положении «хвостом к пилоту» делать это несколько проще. Если вы преуспели в предыдущем упражнении с маленькой петлей, возможно проще будет начать с флипа боком к пилоту. Итак, маневр:
Флип назад.
Прежде чем начать переворот необходимо стиком шага коротко подкинуть модель вверх. Толчек вверх должен быть совсем короткий, но достаточно быстрым, чтобы модель едва начала подниматься и тут же стик шага необходимо начать двигать назад. Модель наберет немного высоты и затем зависнет в невесомости, одновременно начинайте переворот. Убавляйте шаг синхронно с перворотом модели, что бы в положении «на ноже», когда ротор окажется вертикально, шаги были в нуле (среднее полжение стика шага). По мере переворота модели в инверт необходимо начать пропорционально увеличивать отрицательные шаги. Когда модель перевернется ротором вниз, шаги должны быть примерно в зоне -5...-6 градусов. В этот момент необходимо коротко подкинуть модель вверх небольшим добавлением отрицательного шага и тут же начать убавлять шаги по мере переворота модели в следующее положение на ноже. В положении «на ноже» стик шага опять должен быть в среднем положении. Теперь, по мере дальнейшего переворота модели, прибавляйте шаги и к моменту, когда модель перевернется ротором вверх, шаги должны быть в точке висения (около +5...+6 градусов). Добейтесь относительно постояннго положения модели во время переворота, затем переходите к отработке ролла.
Чуть сложнее будет с флипом вперед. Хотя по сути требования к работе шагом не меняются, но отклонение элеватора вперед может поначалу сбивать с толку, поэтому первые попытки флипа вперед делайте с особым вниманием.
Сейчас делайте не более одного переворота за раз. После переворота остановите модель, подровняйте ее и только затем делайте следующий переворот.
В итоге желательно уметь делать перевороты по всем направлениям: через нос и через хвост, через левый и правый борт.
Еще раз хочу обратить внимание, что первые попытки новых маневров необходим делать повыше и подальше от себя. Дополнительная высота и расстояние до пилота служат своего рода зоной безопасности на случай, если события будут развиваться не так, как ожидалось.
Что может пойти не так:
1.Шаг меняем слишком медленно. В этом случае модель будет описывать круг в воздухе, сначала подниматься и уходить вбок, затем опускаться и двигаться в сторону в противоположном направлении.
2.Шаг меняем слишком быстро. В этом случае в самом начале переворота модель будет проваливаться вниз и сильно уходить в сторону во время переворота из инвертного положения в нормальное.
Ошибки при работе шагом на переворотах.
3.Во время флипа модель кувыркается не ровно через хвост или нос, а кувыркается немного через бок. Это явный признак наложения каналов, когда при работе элеватором вмешивается управление по элеронам. Причина чаще всего в особенностях работы ротора вертолета конкретной модели, но также возможно, что пилот сам задевает канал элеронов. Попробуйте одновременно с отклонением стика на себя также немного отклонять стик по элеронам, пока не получите ровные перевороты.
На сегодня это все. Не пожалейте времени на освоение качественных флипов и роллов на месте, добейтесь того, чтобы модель оставалась близко к одной точке во время переворота и помните, что время, потраченное на отработку базовых фигур позволит в дальнейшем значительно сократить время на освоение более сложного пилотажа. Флипы и роллы присутствуют во многих фигурах (например: круг с кувырками (Tumbling circle) и Вугли (Whoogles)) или могут стать связующим звеном при переходе от одной фигуры к другой во время фристайла. В следующий раз перейдем непосредственно к освоению ориентации в инверте.
При написании статьи использовались материалы книги «3D Helicopter flying» by Russ Deakin.
Источник: Олег Муринский
Летная школа. Часть 8. Готовимся к инверту.
Летная школа. Часть 8. Готовимся к инверту.
Давно у нас не было летных уроков. Надеюсь, ваше обучение идет своим чередом, пируэты, петли, бочки и воронки уже получаются во всех направлениях и вы уже подумываете о том, чтобы поскорее начать осваивать 3D! Следующий шаг, это освоение полета в инверте, без которого 3D не станет настоящим.
Тема инверта достаточно обширна и потребует определенного времени на освоение, поэтому прежде чем двинуться вперед, самое время оглянуться назад и мысленно повторить все, что уже пройдено в нормальном полете. Вспомните, какие фигуры и маневры уже получаются хорошо, что еще не до конца доработано, а может есть и совсем нетронутые темы. Двигаясь вперед всегда полезно вернуться немного назад и отполировать пройденный ранее материал, тем не менее, постарайтесь не оставлять явных пробелов в нормальном полете, поскольку подтягивание «хвостов» будет восприниматься как потеря времени.
На сегодня желательно освоить следующее:
1.Висение в нормальном полете всеми сторонами к пилоту. Если в определенных положениях все еще присутствует неуверенность, поработайте над этими положениями в висении и проверьте навыки с помощью медленного пируэта на месте.
2.Разворот на горке слева и справа от пилота с пируэтом по часовой и против часовой. Важно уделить внимание тому, что бы в точке разворота вертолет не смещался, а зависал в одной точке (особенно это касается работы шагом).
3.Полет по кругу и восьмерка. Качественное выполнение этих фигур подразумевает постоянство скорости, высоты, правильную форму круга и симметричность восьмерки.
Особое внимание стоит уделить мертвой петле, поскольку в ней присутствует небольшой фрагмент инвертного полета. Важно освоить петлю по часовой и против часовой стрелки, чтобы избежать «однорукости».
4.Бочка так же имеет инвертную часть, поэтому важно освоить эту фигуру при полете слева-направо и наоборот, с переворотом через правый и левый бок.
5.Авторотация. Как минимум простая авторотация по прямой должна присутствовать в вашем репертуаре.
Подготовка модели.
Для полета в инверте необходимо использовать режим Idle (пилотажный режим) с симметричным шагом в положительной и отрицательной зоне (например, +12...-12 градусов) и с шагом ноль градусов в среднем положении стика шага. Во всем диапазоне работы шагом необходимо иметь постоянные обороты ротора. В зависимости от модели добиться этого можно как кривыми газа, так и с использованием гувернера. С гувернером несколько проще. Чувствительность гироскопа должна быть не слишком высокой, чтобы не было автоколебаний, но и не слишком низкой, чтобы хвост хорошо держал положение во время маневров.
Дополнительную информацию о подготовке модели и о выполнении петли и бочки смотрите в статье «Летная школа. Часть 5. Петля и бочка.».
Введение в инверт.
Прежде чем осваивать новое, найдем связующие нити с пройденным материалом. Начнем с модификации петли и бочки. В исходных фигурах присутствует короткая инвертная фаза, которую можно немного растянуть и тем самым начать привыкать к отрицательному диапазону шагов.
1.Овал: тоже самое, что и петля, но верхняя и нижняя фазы растянуты.
По сути необходимо выполнить обычный заход на петлю, а в верхней часть элеватором от себя перевести модель в горизонтальный инвертный полет, увеличить отрицательные шаги примерно до 5...6 градусов и удерживать стик элеватора немного на себя, чтобы сохранять горизонтальное движение. При первых попытках держите инвертную фазу непродолжительно, в течение 3-5 метров или меньше, затем сразу выполняйте обычный спуск с петли и заходите на следующую попытку. Сейчас вв ерхней фазе лучше не корректируйте модель по элеронам, если модель будет сходить с траектории, сразу выходите из маневра обычным спуском с петли (стик элеватора на себя). Заход на петлю держите против ветра, чтобы после подъема и перехода в инвертную фазу вертолет сносило по ветру: так будет проще сохранять горизонтальную скорость.
Овал
2.Бочка с задержкой в инвертной фазе.
Аналогично петле задержим бочку в инвертной фазе. Длина задержки небольшая: 2-3 метра или меньше. Будьте готовы продолжить переворот модели в нормальный полет с помощью элеронов при первых признаках отклонения модели от прямолинейной траектории. Порядок отработки маневра такой же, как и при отработке обычной бочки: сначала в зоне наилучшего восприятия модели (сзади), затем переносите инветную фазу в зону перед пилотом. В инвертной фазе добавляйте немного элеватора на себя для поддержания горизонтального движения. Сам маневр делайте по ветру.
Бочка с растянутой инвертной фазой.
Флипы и роллы на месте.
На месте переворот в инверт можно выполнить с помощью флипа (переворот на месте по элеватору) или ролла (переворот на месте по элеронам). Самое важное в таких переворотах этот синхронная работы шагом в зависимости от положения модели во время переворота.
Флип назад.
Освоение синхронной работы шагом сейчас является главной задачей. Для этого начнем с отработки флипа назад, поскольку по сути этот маневр использует движения, схожие с движениями при выполнении петли. Разница лишь в том, что во время петли вертолет имеет горизонтальную скорость, которая помогает поддержать высоту полета. Работа шагом на петле сильно растянута во времени, поэтому петля не так требовательна к точности работы шагом. Уменьшая петлю попробуем получить некое подобие флипа на месте. Для получения маленькой петли необходимо снизить скорость движения и во время переворота сильнее отклонить стик элеватора на себя. В остальном работайте стиками так же, как и при выполнении обычной петли. По мере снижения скорости захода на петлю и увеличения отклонения элеватора на себя потребуется все быстрее работать шагом, что бы поспевать за быстрым переворотом модели.
Маленькая петля — почти флип.
Как делать переворот на месте.
Перейдем непосредственно к переворотам на месте. Описание, приведенное ниже, подходит для всех направлений переворота, через хвост, через нос или через бока. Начать стоит с флипа назад.
Выберите положение модели, из которого вам будет удобнее делать переворот. Привычнее всего положение модели «хвостом к пилоту», поскольку после переворота может потребоваться корректировка положения модели и в положении «хвостом к пилоту» делать это несколько проще. Если вы преуспели в предыдущем упражнении с маленькой петлей, возможно проще будет начать с флипа боком к пилоту. Итак, маневр:
Флип назад.
Прежде чем начать переворот необходимо стиком шага коротко подкинуть модель вверх. Толчек вверх должен быть совсем короткий, но достаточно быстрым, чтобы модель едва начала подниматься и тут же стик шага необходимо начать двигать назад. Модель наберет немного высоты и затем зависнет в невесомости, одновременно начинайте переворот. Убавляйте шаг синхронно с перворотом модели, что бы в положении «на ноже», когда ротор окажется вертикально, шаги были в нуле (среднее полжение стика шага). По мере переворота модели в инверт необходимо начать пропорционально увеличивать отрицательные шаги. Когда модель перевернется ротором вниз, шаги должны быть примерно в зоне -5...-6 градусов. В этот момент необходимо коротко подкинуть модель вверх небольшим добавлением отрицательного шага и тут же начать убавлять шаги по мере переворота модели в следующее положение на ноже. В положении «на ноже» стик шага опять должен быть в среднем положении. Теперь, по мере дальнейшего переворота модели, прибавляйте шаги и к моменту, когда модель перевернется ротором вверх, шаги должны быть в точке висения (около +5...+6 градусов). Добейтесь относительно постояннго положения модели во время переворота, затем переходите к отработке ролла.
Чуть сложнее будет с флипом вперед. Хотя по сути требования к работе шагом не меняются, но отклонение элеватора вперед может поначалу сбивать с толку, поэтому первые попытки флипа вперед делайте с особым вниманием.
Сейчас делайте не более одного переворота за раз. После переворота остановите модель, подровняйте ее и только затем делайте следующий переворот.
В итоге желательно уметь делать перевороты по всем направлениям: через нос и через хвост, через левый и правый борт.
Еще раз хочу обратить внимание, что первые попытки новых маневров необходим делать повыше и подальше от себя. Дополнительная высота и расстояние до пилота служат своего рода зоной безопасности на случай, если события будут развиваться не так, как ожидалось.
Что может пойти не так:
1.Шаг меняем слишком медленно. В этом случае модель будет описывать круг в воздухе, сначала подниматься и уходить вбок, затем опускаться и двигаться в сторону в противоположном направлении.
2.Шаг меняем слишком быстро. В этом случае в самом начале переворота модель будет проваливаться вниз и сильно уходить в сторону во время переворота из инвертного положения в нормальное.
Ошибки при работе шагом на переворотах.
3.Во время флипа модель кувыркается не ровно через хвост или нос, а кувыркается немного через бок. Это явный признак наложения каналов, когда при работе элеватором вмешивается управление по элеронам. Причина чаще всего в особенностях работы ротора вертолета конкретной модели, но также возможно, что пилот сам задевает канал элеронов. Попробуйте одновременно с отклонением стика на себя также немного отклонять стик по элеронам, пока не получите ровные перевороты.
На сегодня это все. Не пожалейте времени на освоение качественных флипов и роллов на месте, добейтесь того, чтобы модель оставалась близко к одной точке во время переворота и помните, что время, потраченное на отработку базовых фигур позволит в дальнейшем значительно сократить время на освоение более сложного пилотажа. Флипы и роллы присутствуют во многих фигурах (например: круг с кувырками (Tumbling circle) и Вугли (Whoogles)) или могут стать связующим звеном при переходе от одной фигуры к другой во время фристайла. В следующий раз перейдем непосредственно к освоению ориентации в инверте.
При написании статьи использовались материалы книги «3D Helicopter flying» by Russ Deakin.
Источник: Олег Муринский
- 1
- max-kolosov
- 25 апреля 2012, 02:35
- 3896
- 0
- Поделиться:
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста, войдите.
Регистрация занимает 40 секунд и не вызывает никаких сложностей.
Также вы можете войти на сайт используя свою учетную запись на любом из предложенных сервисов: