↑ Наверх
22 марта 2012

Летная школа. Часть 1. Самое начало.



Заметил что на данном сайте есть часть статей Олега Муринского, который является автором очень хорошего курса обучения полетам на вертолете. Данные уроки проходил на своем опыте, к сожалению, всех уроков на данном сайте я не нашел, поэтому решил перепубликовать их с официального сайта Олега. Если кто-то ушел в обучении вперед моих публикаций, то советую пройти в источник данной статьи, там вы сможете найти все уроки Олега.

Летная школа. Часть 1. Самое начало.

Вы уже выбрали модель, возможно даже приобрели ее, собрали и настроили. Если все это вам еще предстоит, рекомендую почитать заметку о том, что стоит приобрести в первую очередь, и о настройке автомата перекоса CCPM. Если модель уже у вас в руках, уверен, что вам не терпится поскорее совершить свой первый вылет. Но давайте подумаем о том, каким должен быть этот первый полет. Мой первый опыт был достаточно печальным, модель неожиданно быстро взмыла в небо и, когда я попытался посадить ее, то сломал шасси. Следующая попытка закончились опрокинутой моделью и поломанными держателями лопастей. На следующий день, вместо полетов, я отправился в магазин за запчастями. Потерянное время и потраченные деньги. Постараемся всего этого избежать и рассмотрим самые первые упражнения, которые помогут вам освоиться с моделью. Тем, кто уже летает, можно перейти сразу к разделу Планирование обучения, ниже в этом тексте.

Вступление.

Ваша новая модель радует глаз, и буквально рвется в небо. Сделайте небольшую паузу, проверьте модель и убедитесь, что все ее узлы функционируют как надо. Небольшую шпаргалку вы найдете в статье про регулярное обслуживание модели вертолета в разделе «Проверка перед первым вылетом». После того, как вы полностью убедились в исправности модели, самое время перейти к полетам. Как бы это странно ни звучало, но секрет первого вылета в том, что летать не надо.

Привыкаем к пульту управления.

Пока отставим модель в сторону и возьмем в руки пульт. Наша задача определить, как взять пульт, так, чтобы было удобно держать его во время полета. Есть три распространенных метода хвата пульта, условно назовем их: метод больших пальцев, метод щипка и комбинированный метод. В первом случае вы используете для управления моделью большие пальцы обеих рук, положив подушечки пальцев на стики сверху. Метод дает удовлетворительную точность управления, удобен тем, что позволяет удобно держать сам пульт, обеспечивает легкость переключения тумблеров, поскольку указательные пальцы свободны, и не требует более никаких приспособлений для удержания пульта. Метод щипка заключается в том, что стики сжимаются большим и указательным пальцами. В этом случае точность управления хорошая, но меньше пальцев остается для того, чтобы держать пульт и пользоваться тумблерами, поэтому ремешок или столик, которые помогут поддержать пульт, крайне желательны. Комбинированный метод совмещает первый и второй, пилот кладет подушечки больших пальцев на стики сверху, а указательными пальцами придерживает стики спереди. Метод дает достаточно хорошую точность управления и при этом позволяет совершать быстрые широкие движения только большими пальцами. Для этого метода ремешок так же крайне желателен. Есть смысл попробовать каждый из методов и выбрать наиболее удобный для вас.

Теперь, когда определились с тем, как держать пульт, необходимо немного привыкнуть к движению стиков. Возьмите пульт удобным для вас способом и подвигайте стики. Обратите внимание на усилие на стиках, на диапазон перемещения, постарайтесь смотреть вперед, на воображаемую модель. Теперь пора пробовать управлять настоящей моделью.

Привыкаем к модели.

Для первых вылетов желательно установить на вертолет тренировочные шасси. Шасси можно приобрести или сделать самостоятельно. Они могут быть в виде перекрестия, буквы Н или обруча. Если шасси имеет торчащие стержни, на концах лучше установить шарики, чтобы шасси легче скользили и не цеплялись на неровности взлетной площадки. Тренировочные шасси предохранять от опрокидывания и придадут модели более спокойный, стабильный характер.

И снова надо помнить, что летать пока не надо. Понятно, что хочется поскорее увидеть модель свободно парящей в небесах, но спешка, скорее всего, обернется ремонтом, а мы дорожим нашим временем и хотим больше летать, чем чинить. Итак, включаем пульт, убеждаемся в том, что на пульте выбрана нужная нам модель, убираем газ на минимум, выключаем полетный режим (IDLE UP), если он есть, и подключаем или заводим модель. Первый взлет лучше производить с гладкой площадки. Важно отойти от модели на безопасное расстояние. Чем больше модель, тем больше и расстояние. Для моделей до 1кг расстояние в 5 метров вполне достаточно, для более тяжелых моделей лучше отойти минимум на 10 метров. Установите модель строго хвостом к себе, эту будет ваше основное положение взлета на первое время. Теперь, плавно добавляя газ, следите за тем, как раскручивается ротор. Не пытайтесь взлететь, просто привыкайте к виду модели с вращающимися лопастями. Уберите газ и плавно раскрутите ротор еще и еще раз. Потратьте на это упражнение минуты 3-4, после чего начните раскручивать ротор чуть сильнее, чтобы модель начала шевелиться на шасси. Сбросьте газ и повторите упражнение, пока у вертолета не кончится заряд или топливо. Первый полет закончен. Если вы сохранили модель целой, значит все идет как надо. Сделайте перерыв, заправьте вертолет и готовьтесь к следующему упражнению.

Отрываем модель от пола.

Для большего комфорта и безопасности потребуется площадка с твердым достаточно скользким покрытием. Если у вас электрическая модель, то идеально подходит спортивный зал, иначе асфальтированная площадка в безлюдном месте. Выполняем обычную предполетную проверку и, на этот раз, пытаемся оторвать вертолет от земли на 5-10 см. Будьте готовы к тому, что модель, скорее всего сразу после отрыва начнет двигаться в сторону. Пока не пытайтесь корректировать модель, а плавно уберите газ на минимум, посадите модель, подождите, пока остановится ротор, и переставьте модель на стартовую позицию. У вас должны получиться короткие прыжки. Повторяйте упражнение и так закончите ваш второй полет.

Следующим шагом будет висение на очень малой высоте и попытка удерживать модель на месте. Мысленно представьте себе на земле круг радиусом около 2м, и попытайтесь удерживать модель в рамках этого круга. Будьте особенно внимательны и старайтесь не совершать слишком резких и сильных движений стиками. Двигайте стики небольшими короткими толчками, это позволит вам избежать чрезмерного управления. В течение этого упражнения не старайтесь летать. Как только чувствуете, что теряете модель или модель выходит за пределы воображаемого круга, сразу же приземляйтесь. Старайтесь не поднимать модель выше 10-20см над полом.

После того, как вы немного освоитесь с моделью, самое время задуматься о планировании вашего обучения. Что бы обучение было осмысленным, необходимо определить чего вы хотите добиться в долгосрочной перспективе. От ваших долгосрочных планов будут зависеть конкретные цели каждого этапа обучения. Хорошо если вы будете так же ограничивать себя по времени достижения целей, но учтите, что навык управления вертолетом не приобрести за 1 день и даже за одну неделю, будьте готовы к тому, что потребуется значительное время на то, чтобы обрести необходимые рефлексы.

Планирование обучения.

На курсах по управлению проектами учат есть слона. Сразу сложно сообразить, с чего лучше начать трапезу, как ничего не забыть и, в конце концов, достичь цели. Обучение пилотированию как тот слон, большой и непонятный, что нас ждет, сразу сказать сложно, но у каждой большой задачи есть составляющие. И чтобы наш слон перестал выглядеть большим и страшным, начнем делить его на части.

Первое и самое важное – управление вертолетом сильно зависит от навыков ориентации. Модель может быть повернута к нам любым боком и тут важно уметь ориентироваться в положениях модели, чтобы давать правильные команды, например, когда модель висит к нам хвостом, то движение стиком вперед приведет к движению модели от пилота, назад – к движению на пилота, влево — налево и вправо — направо, здесь никаких сюрпризов. Но, если модель оказывается к нам кабиной, то все управление меняется на обратное. Стик вперед приводит к движению модели на пилота, стик назад – модель двигается от пилота, стик вправо, а модель двигается влево, стик влево, а модель двигается направо. Более того, 3D модели могут висеть ротором вниз, а это добавляет еще 4 положения в пространстве. Учитывая все это, выделим основные положения:

1.Ориентация в нормальном положении (в нормали, модель расположена ротором вверх)

  • ориентация хвостом к себе
  • ориентация левым боком к себе
  • ориентация правым боком к себе
  • ориентация кабиной к себе


2.Ориентация в перевернутом положении (в инверте, когда модель расположена ротором вниз)

  • ориентация хвостом к себе
  • ориентация левым боком к себе
  • ориентация правым боком к себе
  • ориентация кабиной к себе


Отдельно добавим пируэты – повороты модели на месте:

1.Управление в пируэте на месте в нормале

  • Пируэт – поворот по часовой стрелке
  • Пируэт против часовой стрелки


2.Управление в пируэте на месте в инверте

  • Пируэт – поворот по часовой стрелке
  • Пируэт против часовой стрелки


Но модель не только висит, но и двигается, поэтому выделим управление моделю в движении:

1.Управление в движении в нормале

  • Полет кабиной вперед
  • Полет левым боком
  • Полет правым боком
  • Полет хвостом вперед
  • Полет с пируэтом по часовой стрелке
  • Полет с пируэтом против часовой стрелки


2.Управление в движении в инверте

  • Полет кабиной вперед
  • Полет левым боком
  • Полет правым боком
  • Полет хвостом вперед
  • Полет с пируэтом по часовой стрелке
  • Полет с пируэтом против часовой стрелки


Итого, получились двадцать четыре режима полет, которые нам предстоит освоить. Это так называемая база, без которой освоение 3D фигур высшего пилотажа крайне затруднительно. В дополнении к базе можно выделить еще 4 ориентации полетов на ноже, когда ротор модели расположен вертикально. Например движение модели в непрерывном тик-таке или выполнение стационарного тик-така (метронома). Здесь мы выделим следующие ориентации:

  • Ротором к пилоту
  • Ротором от пилота
  • Ротором направо
  • Ротором налево


В каждой из этих ориентаций выделяются положения:

  • Кабиной вверх
  • Кабиной вниз
  • Кабиной налево
  • Кабиной направо


В сумме 40 ориентаций и навыков управления! Спокойно! При правильной последовательности тренировок, обучение будет естественным образом переходить от одной ориентации к другой. Вспомните старую народную мудрость «мало за день, много за неделю», запаситесь терпением, и готовьтесь осваивать непростую, но захватывающую науку управления радиоуправляемым вертолетом.

Небольшое отступление: если вы не планируете заниматься 3D полетом, то количество ориентаций резко снижается, а время обучения соответственно уменьшается. Тем не менее, чем больше ориентаций вы изучите, тем более уверенно сможете управлять моделью, и сможете избежать многих падении из-за потери ориентации.

Источник: Олег Муринский

  • 10
  • max-kolosov
  • 22 марта 2012, 19:34
  • 5301
  • Поделиться:
avatar
Да уж, пока смотришь, как пацаны лет 12-13 ловко управляются со своими моделями, кажется, что это очень просто… До тех пор, пока сам не берешь в руки пульт и не пытаешься сам сладить с капризной моделью
avatar
По моему мнению, перед началом реальных полетов нужно провести пару месяцев (я это делал зимой) за компьютерным тренажером. Запчасти к авиамоделям — не самые дешевое удовольствие. Все как и в «большой» авиации.
avatar
Точно сказано — не самое дешевое удовольствие. Хоть и начинаешь с простых и дешевых моделей, но случается всякое. Можно безвозвратно уничтожить свою модель. Так что компьютер хорошей заменой реальности может быть.
avatar
Конечно полеты на симуляторы обязательно. Без них вообще никуда.
avatar
Больше всего вреда популяризации моделизма наносят относительно дешевые игрушки, в изобилии продающиеся в супермаркетах игрушек. После первых запусков же «псевдомоделей» большинство людей разочаровывается в моделизме…
avatar
К сожалению, это так, хобби далеко не простое и времени требует много и денег, так что большинство людей бросают это дело на самом начале, но вот если не бросают, тогда получают истинное удовольствие от данного увлечения :-)
avatar
Совершенно с вами согласен. К сожалению, очень часто люди, имеющие и время, и деньги, бросают это дело именно после знакомства с моделями, которые в принципе не могут нормально летать.
avatar
Ну не сказал бы так категорично. Начинал именно с таких покупных моделей, которые летали с трудом. Потом захотелось чего-то нормального и хорошего.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста, .

Регистрация занимает 40 секунд и не вызывает никаких сложностей.
Также вы можете войти на сайт используя свою учетную запись на любом из предложенных сервисов:

yandex google facebook twitter vkontakte